Я всё знаю.Но всегда знать всё давольно утомительно.И когда знаешь всё,начинаешь понимать что ничего не знаешь...




В этом году исполняется 50 лет
самой желанной, самой любимой,
самой неукротимой,
самой одержимой и
непредсказуемой женщине в
мире — Анжелике, которую
создала вместе со своим мужем Симона Шанже
(известная многим как Анн
Голон). За время
литературного существования
эти две дамы успели пережить
столько приключений,
счастья, радости, горя и
любви, что и пересказать
невозможно


Многотомный роман и его экранизации об Анжелике с ее бурной жизнью и сегодня приводит в экстаз десятки миллионов читателей и зрителей. У «Анжелики» и в самом деле очень много поклонников и в Америке, и в Европе, и в Японии (где даже создали комиксы по роману). Анн Голон получает много писем через Интернет от женщин со всего мира. Ей приятно, что своих детей многие называют в честь ее «литературной дочери» — Анжеликой. «О таком я даже не мечтала!» — признается писательница.
Симона Шанже уверяет, что у нее нет ничего общего с прославленной Анжеликой, графиней де Пейрак. Действительно, разве можно представить Анжелику, проводящей целые дни за письменным столом или в тихих библиотечных залах? Самой же мадам Симоне опасные приключения всегда нравились гораздо меньше, чем рассказы о них. Поэтому жизнь ее можно сравнить с историческим романом только наполовину — в ней не было ни запутанных интриг, ни жгучих тайн, но нашлось место и для захватывающих путешествий, и для головокружительного успеха, а самое главное — для долгой романтической любви.
Симона Шанже родилась в Тулоне, выросла в Шербуре, вблизи моря. Ее отец, Пьер Шанже, был капитаном французского флота. В детстве она много болела, и, одаренная чудесным воображением и писательским талантом, посвятила себя литературе и истории. С семи лет Симона писала рассказы и повести, иллюстрируя их собственными рисунками. Когда ее отец занялся авиацией и написал книгу о самолетах, 10-летняя Симона раскрасила для него более 500 экземпляров (из-за отсутствия денег иллюстрации к книге напечатали черно-белыми). Ей исполнилось шестнадцать, когда ее первые рассказы и статьи были опубликованы в молодежных газетах. Первая опубликованная книга «Страна за моими глазами» вышла под псевдонимом Жоэль Дантерн. Под разными псевдонимами она написала несколько повестей, эссе, серий рассказов для журналов…
В 1939 году началась Вторая мировая война, а летом 1940 года Франция была оккупирована немецкими войсками. В то время семья уже жила в Версале. Симона решила вырваться из оккупированной зоны и отправиться на юг. Невоюющая Испания была для юной девушки глотком чистого воздуха. Летом 1941 года она отправилась в дорогу на велосипеде, уверив своего отца, что будет очень осторожна. Путь ее лежал через былую провинцию Пуату, где в будущем она поселит свою героиню. В этих местах еще царил дух старины и консерватизма. Впечатление, которое Симона получила во время путешествия, осталось с ней на всю жизнь, а зло, свидетельницей которого она стала в оккупированной стране, только укрепило ее характер и стремление к независимости и справедливости.
На границе оккупированной зоны Симону арестовали немцы. Ей мог угрожать расстрел, или, по крайней мере, лагерь. Но девушка смело заявила немецкому офицеру, что она художница, путешествует для того, чтобы увидеть красоту своей страны, и показала свои рисунки. Ошарашенный таким поведением офицер не только отпустил ее, но и снабдил пропуском, добавив при этом: «Вот это француженка так француженка!» Симона добралась до Испании и ступила на землю, свободную от немецких оккупантов…
Анн Голон была журналисткой, много писала, в 25 лет основала журнал «Франция 47», ей всегда хотелось доказать, что женщина может зарабатывать своим талантом. В 1949 году молодая писательница получила премию за новую книгу «Патруль невинного святого». На полученные деньги она решила поехать в Африку, откуда собиралась посылать репортажи. Симона отправилась в Конго, там она и встретила свою судьбу.
Не идите на компромиссы со злом, какую бы личину оно ни надевало, и не ищите оправданий для тех, кто ему служит. Не позволяйте неприятностям сломать вас. Живите, меняясь к лучшему. Верьте в мудрость жизни.
Анн Голон

Вспоминая молодость, мадам Голон говорит: «Однажды я решила поехать в Африку в поисках интересных историй, а получилось так, что встретила в Конго будущего мужа Всеволода Голубинова. Он был инженером-геологом, разведывал новые шахты (ну совсем как Жоффрей де Пейрак)». Он родился в Бухаре, а вырос в Исфахане, отец его был царским консулом в Персии. Детство Всеволода прошло в богатстве и благополучии, но в 1917 году его судьба резко изменилась. Тем летом, когда Россия содрогалась от революционной бури, родители отправили четырнадцатилетнего мальчика учиться в гимназию в Севастополь. Подросток оказался один в охваченной революцией и войной стране. Но он сумел вырваться из хаоса и добраться до Марселя. Во Франции он соединился со своей семьей. В городе Нанси Всеволод Голубинов получил образование: он стал химиком и геологом, а к языкам, выученным в детстве, прибавил новые. Позднее, кроме геологии, он занимался и живописью. В молодости он много путешествовал, занимался геологическими изысканиями в Китае, Индокитае, Тибете, а в сороковых годах оказался в Конго…
Роман, начавшийся между Симоной и Всеволодом, вылился в глубокое чувство и вскоре они поженились. «Когда я вышла замуж, — вспоминает писательница, — то была убеждена, что на карьере придется поставить крест. Могу признаться: я тогда много плакала…». Но на удивление именно в браке Симона не только смогла писать дальше, но и создала роман своей жизни...
Жить в Конго становилось все сложнее. Движение за независимость вытесняло европейцев из Африки. Дело, которым занимался Всеволод, перестало приносить доход. Супруги вернулись во Францию и поселились в Версале. Всеволод Голубинов не мог найти работу во Франции. Положение было трудным. И тогда Симона решила написать историко-приключенческий роман.
Предварительно изучив под микроскопом все бестселлеры историко-любовного жанра, созданные человечеством за последние пять веков, супруги разработали на основе этого научного поиска свой собственный рецепт успеха: в центре всего действия должна стоять женщина — молодая, красивая и притягательная; стиль письма должен быть прост, ясен и легко поддаваться переводу на любой язык; временем действия должна быть какая-то прославленная, героическая эпоха — лучше всего XVII век, эпоха Короля-Солнце Людовика XIV. А еще супруги решили, что роман следует снабдить простейшей, но не знающей износа пружиной, а именно: темой любви Анжелики к Жоффрею де Пейраку, которого она будет терять, но всякий раз непременно находить вновь, что позволит продолжить серию до бесконечности. «Я «увидела» ее днем в 1952 году, — рассказывает о рождении своей героини Симона, — когда прогуливалась по комнате с ручкой в руке. В нашем доме, в Версале, было тихо: муж уехал в Париж. Именно в тот миг мне явилась маленькая девочка на фоне прекрасных пейзажей Пуату, где я побывала во время войны. Она была близка к природе, умела излечивать недуги. В воздухе будто послышалось: «Маркиза ангелов». А через неделю я придумала имя — Анжелика. Вскоре мы с мужем отправились в историческую библиотеку Версальского замка, где вместе искали старинные документы, чтобы верно воссоздать в романе XVII век».
Симона и Всеволод три года проработали в библиотеке Версаля, изучая исторические материалы. Работа распределялась так: Симона изучала материал, писала, строила фабулу, составляла план, а Всеволод заботился об историческом материале и консультировал ее. Первая книга получилась объемной — 900 страниц. Всеволод нашел издателя, который был заинтересован в таком произведении. Но французское издательство, куда отдали рукопись, затягивало с ее выпуском.
«Анжелика» впервые была напечатана в Германии в 1956 году и лишь спустя год — во Франции. Из-за большого объема ее издали в двух томах. Первый получил название «Анжелика, маркиза ангелов», а второй — «Путь в Версаль». Французские издатели предложили поставить на обложку два имени. Симона была не против, но Всеволод дал свое согласие не сразу. Он резонно утверждал, что книгу написала Симона. Однако издатели настояли на своем, и псевдоним «Анн и Серж Голон» получил право на существование. В Германии же на обложках книг стояло только имя Анн Голон. Интересно, что английские и американские издания выходили под псевдонимом «Сержанн Голон». Это произошло без согласия авторов, и англоязычные читатели долгие годы оставались в неведении об истинном авторстве полюбившейся им книги.
Итак, книга вышла и получила невиданную популярность. За первыми томами последовали еще четыре, причем развитие сюжета шло по заранее составленному плану. Действие первого начинается в 1645 году, на исходе Тридцатилетней войны, в преддверии Фронды. А уже на последних страницах тринадцатой книги авторы переносят нас в начало 1680-х годов, когда король Людовик XIV уже давно укрепил свою власть, Англия и Франция балансируют на грани войны из-за колоний в Америке, а Османская империя готовится к своему последнему походу в Западную Европу. Герои, по воле авторов переживающие невероятные приключения, оказываются то во Франции, то на Крите, то в Алжире и Марокко. Затем действия разворачиваются на американском континенте, на атлантическом побережье, в глубине лесов Мэна, в Квебеке, столице Новой Франции — Канады, в Монреале и Салеме, среди французских, английских, голландских колонистов. На страницах книги предстают люди, созданные воображением автора, и личности исторические, такие, как король Людовик XIV, министр-реформатор Кольбер, канадский путешественник Николя Перро, и многие, многие другие.
Главные герои, конечно, личности вымышленные. Хотя некоторые предполагают, что прототипом героини романа стала Анжелика де Фонтанж. Тем не менее образы Анжелики и Жоффрея де Пейрака — безусловная удача авторов. Они выделяются своим свободолюбием, одаренностью, жизненной активностью, своей необычайной любовью друг к другу, но при этом далеки от идеала. Это и делает их такими привлекательными, заставляет сочувствовать им, иногда сердиться на них, но всегда желать им удачи.
Жоффрей де Пейрак, выдающийся ученый, талантливый во всех делах, за которые берется. Никогда не боится посмотреть на мир свежим взглядом, никогда не теряет вкус к жизни. Он много раз начинал в очень трудных обстоятельствах — искалеченным подростком в знатной, но обедневшей семье, опальным ученым и аристократом, на грани смерти после пыток, на Средиземном море и в Северной Америке. Он применяет свои знания на практике. Он использует на руднике самую первую, примитивную паровую машину, он занимается настоящей химией, отличающейся от средневековой алхимии.
А что же Анжелика? Она — дочь обедневшего дворянина из французской провинции Пуату, с детства проявляет независимый и свободный нрав и острый ум. Она растет в деревне, на свободе, а позднее воспитывается в одном из монастырей Пуатье. В 1656 году восемнадцатилетняя девушка узнает, что богатый граф Жоффрей де Пейрак из Тулузы сделал ей предложение, и она вынуждена согласиться, чтобы избавить от бедности свою семью. Граф де Пейрак — человек необычный. Несмотря на врожденную хромоту и лицо, красивое от природы, но изуродованное ударом сабли еще в раннем детстве, он необычайно привлекателен — ученый, путешественник, певец, поэт, обаятельный и остроумный собеседник, добившийся богатства собственным трудом и талантом. Он пользовался успехом у женщин и в любви видел одно лишь удовольствие, но, в тридцать лет, встретив Анжелику, полюбил ее глубоко и страстно. Она же испытывала сначала только страх, но вскоре этот страх сменился такой же сильной любовью. Однако счастье молодых супругов было недолгим — независимый и резкий характер, богатство и растущее влияние Жоффрея повлекли за собой его арест, потому что молодой король Людовик XIV и кардинал Мазарини стремились уничтожить тех, кто, по их мнению, мог оказаться опасным для королевской власти. Дело осложнилось тем, что Анжелика оказалась еще в детстве посвященной в некую тайну, из-за которой враги появились и у нее. Рискуя жизнью, Анжелика пытается спасти мужа и добивается открытого судебного процесса. На суде Жоффрей предстает как человек свободный и одаренный. И если в публике он вызывает сочувствие, то судьи выносят ему смертный приговор, несмотря на старания молодого талантливого адвоката Дегре. После костра Анжелика остается одна без средств к существованию с двумя маленькими сыновьями на руках. Родная сестра не пускает ее к себе в дом, опасаясь последствий для своей семьи. Оставив у нее детей, Анжелика оказывается на улице.
В эпоху, когда женщины не имели большого выбора, Анжелика проявляет свои таланты в коммерции и медицине. Она, попадая в самые разные ситуации, в необычные места, тоже не может нигде оставаться пассивной созерцательницей. Никогда она не сдается судьбе, и выходит победительницей, но порой это приносит ей и вред...
«Моя героиня — настоящая женщина, — говорит Симона. — Не капризная кукла, не сухая педантка. Просто умная дама, умеющая в нужный момент воспользоваться своей чувственностью. В Анжелике воплощены все черты, данные природой каждой из нас без оглядки на эпоху, страну, возраст. Она не играет придуманную роль, не строит из себя совершенство и не делает тех глупых ошибок, которыми авторы-мужчины усыпали путь своих героинь. Она живет с верой в жизнь. С верой в Бога, который не желает, чтобы ему в жертву приносили кровь или страдания. Вся жизнь Анжелики и Жоффрея пронизана борьбой с мракобесием.
Я — писатель, и меня лично увлекало все то, что я делала. К тому же на персонажах Анжелики и де Пейрака выросли поколения людей — они были их любимыми героями. Для меня писать — все равно что… дышать… на книгу может уйти два-три года, но я этим живу.
Анн Голон

Главный источник новых идей — сама жизнь. Порой повороты сюжета подсказывают самые обычные нюансы — кулинарный рецепт, закат солнца. «Муж называл меня «муравьедом» или «пчелкой» за привычку проговаривать вслух впечатления, превращая их в «строительный материал» для «Анжелики», — продолжает воспоминания писательница. — Это могли быть детали одежды или внешний вид прохожих. Я черпала идеи в любви мужа, в его непростой биографии. Меня по-прежнему вдохновляют красота и невинность. Когда возникло желание разнообразить действие любовью к животным, в романе появился медведь, а главная героиня обзавелась кошкой… На ассоциации наталкивают реальные события. Например, однажды я пересекла Африку вдоль и поперек в поисках мужа. Он исчез на пути к месторождению золота. Я была одна с ребенком на руках, и никого рядом... В пятидесятых мы голодали в Париже... А как-то в шестидесятых во время поездки на острова нас преследовала местная мафия: преступники хотели выкрасть няню. Сама жизнь нашептывает сюжеты. Я очень хочу побыстрее оставить нужду и несчастья в прошлом, поэтому решила подарить Анжелике и Жоффрею побольше счастливых мгновений в следующей книге»...
В 1962 году появилась идея сделать фильм. По поводу экранизации своего романа мадам Голон не особо любит говорить. Ведь продюсер и режиссер не ставили перед собой целью экранизировать книгу — они хотели сделать свой фильм. Споры были жесткими. И если в первых двух сериях Анн Голон еще смогла кое-что отстоять, то потом это стало невозможным. Известно, что на роль Анжелики претендовали две актрисы — Брижит Бардо и Мишель Мерсье. Режиссер посчитал, что у Бардо более сильная харизма и из нее получится Анжелика, слишком приближенная к литературной героине, поэтому отдал предпочтение Мерсье. Безусловно, не ее вина, что Анжелика получилась немного другой, чем задумывали авторы. «Однако в то время передать идею, что красивая женщина не обязательно должна быть пустоголовой, оказалось нереально, и Мишель Мерсье заставляли говорить разные глупости, которых нет в романе», — рассказывает Анн Голон.
Она, Анжелика, ворвалась к нам, в нашу жизнь, и ее сразу полюбили под именем маркизы дю Плеси де Бельер. Это была великая любовь к Анжелике, вернее, к актрисе Мерсье в рыжем парике и с откровенным декольте. Когда советские зрители в 70-е годы впервые с ней познакомились, актриса уже не снималась сильно пила, располнела, в результате неудачного вложения капитала лишилась всех сбережений, а с ними и привычного круга «друзей». Хотя в ее биографии немало достойных ролей, но в Анжелику она «вложила всю страсть и даже спустя годы, эта роль бередит душу».
Сейчас с согласия Анн Голон во Франции планируют снять новый фильм об Анжелике. Проект хочет осуществить Ариель Зейтун, снявший такие фильмы, как «Красотки», «Ямакаси: новые самураи», «XХL».
Анн Голон, несмотря на возраст, продолжает писать и завершает работу над очередной книгой о приключениях Анжелики. Когда она появится? «Надо немного подождать, — сказала в одном из своих интервью Анн Голон. — На ее создание уходит очень много времени, поскольку речь идет об историческом романе. Конечно же, легче было бы написать какую-нибудь сентиментальную повесть об Анжелике. Однако я хочу воссоздать то время в деталях, а для этого, я как и прежде, провожу большую архивную работу…». Анн Голон и сегодня пишет каждый день, если не работает в библиотеке. «Важно ли для меня вдохновение?» — задает вопрос мадам Голон и сама отвечает: «Это что-то из области философии, психологии, а меня всегда вдохновляла жизнь. И еще: я никогда не боялась чистого листа — такого просто не было! Единственное, что меня пугает сегодня, так это невозможность писать так же быстро, как когда-то. Я ни о чем не жалела. Меня часто упрекают, почему я не сделала то или другое, и это оставляет горький след в душе. И все же я считаю себя счастливой женщиной!».

@темы: Творчество, Книга, Информация, Анна и Серж Голон